МК в Нижнем Новгороде,
18 августа 2014 г.
«МК в Нижнем» продолжает следить за ситуацией вокруг ОСАГО
801 просмотр
Пока федеральные чиновники пытаются разрулить ситуацию, а провинциальные уныло разводят руками и признаются в собственной беспомощности перед страховщиками, нижегородские водители пытаются найти выход. На многочисленных форумах они делятся собственным опытом покупки полисов ОСАГО без накруток. Условно «методики» можно разделить на «мирные» и «скандальные».
Почти детективы
Нижегородцы пришли к выводу что первым шагом должно быть обращение в «свою» страховую компанию, где вы долгое время страховали авто. Нормальная клиентоориентированная компания обычно идет на встречу давним клиентам. Увы, это не касается монополиста «Росгосстраха» - и мне, и многим нижегородцам там сразу отказали. В этом случае возможно два варианта. Первый - согласиться на «допы», а второй - пригрозить всевозможными санкциями: судом, прокурорской проверкой, антимонапольщиками и т.д. Но для этого надо подготовить доказательную базу.
Практика показывает, что этот вариант достаточно часто срабатывает – страховщикам видимо надоели скандалы и судебные разбирательства. Приведем реальный диалог, записанный одним из нижегородцев:
- Мне нужно оформить ОСАГО, есть ли у вас бланки?
- Да есть, ОСАГО плюс страхование жизни.
- У меня уже есть страховка жизни.
- Тогда мы вас запишем, приходите через 21 день, привозите машину на осмотр.
- Должен вас уведомить, что записываю наш разговор на диктофон, т.к. без такого предупреждения запись не будет принята судом. Считаю, что вы незаконно навязываете мне страховку жизни.
- Оставьте ваш телефон, мы вам перезвоним через два рабочих дня.
Через два дня автомобилисту оформили страховку без дополнительных страховок, без осмотра машины.
Еще один пример: «Написала заявление 17 апреля на заключение договора ОСАГО, т.к. поначалу отказали: «Нет бланков». Форму заявления скачала на сайте РСА, напечатала, принесла в двух экземплярах. На одном мне поставили входящий номер, подпись, должность принявшего. Можно приложить также копии необходимых доков для заключения договора (паспорт, свидетельство, диагностическая карта, права). Через 5 дней мне позвонили из страховой и сказали «Приезжайте, все оформим». Все сделали за 10 минут».
Увы, даже эти удачные примеры выглядят как-то неприятно. Неужели, чтобы получить банальную бумажку, нужно обладать навыками детектива-любителя?
Поучительные истории
Но зачастую в страховой компании, несмотря на все угрозы, вам отказывают в оформлении полиса «без добавок» и просят покинуть их офис. Как привлечь страховщиков к ответственности в этом случае? Бежать в УФАС и прокуратуру. Управление антимонопольной службы может выписать штраф за выявленные нарушения. Прокуратура - выдать предписание об устранении «недостатков» в работе, за неисполнение которого со страховой компании также может быть взыскан штраф. Кстати, напомним, что количество жалоб на страховые компании неуклонно растет. Так, в УФАС за прошлый год поступило 262 жалоб на страховщиков. А за полгода 2014 – уже 384 жалобы.
Еще одна поучительная история:
«Обращался неоднократно в УФАС, прокуратуру, Роспотребнадзор, Центробанк, как в региональные «представительства», так и в центральные. Получил по почте пять килограммов макулатуры. Итог следующий: наказать страховую нереально, любые доказательства заведомо пойдут в мусор, для любого отказа найдутся причины. Инспектор Центрального банка обвинил меня в том, что среди представленных документов (записи отказа, фотографии отказавших сотрудников, завизированные претензии в страховую с указанием отказавших сотрудников) он не обнаружил моего заявления на заключение договора ОСАГО, поэтому ничего с сделать не сможет, даже если захочет».
Вывод напрашивается сам по себе: отсутствие одной бумажки может испортить исход дела. Посему, единственно правильное решение - подавать в страховую полный комплект документов (заявление по форме, копии всех документов) и заявление на предоставление расчёта страховой премии.
Еще одна история:
«Когда я пришла в страховую компанию, чтобы продлить полис, мне вообще отказали в приеме, сказали, что у них очень плотно с приемом граждан. Меня записали на «очередь». Дождавшись своей очереди (спустя 3 недели), я пришла к ним. Первое, что мне сказал сотрудник: они всем предлагают застраховать жилье или жизнь. Я ответила, что пришла продлить полис, а не страховать что-то еще. Тогда он заявил, что полисов нет и неизвестно, когда вообще будут. Я спросила: «А если я соглашусь на дополнительные услуги, когда я могу получить полис?». Прозвучал ответ: «Два - максимум три дня, и он будет у вас на руках!» Вот такие дела происходят в страховых компаниях. Но все же я получила свой долгожданный полис спустя пару месяцев».
Здесь стоит немного пофилософствовать и пофантазировать. Например, о том, что «аппетит приходит во время еды». Тоже самое касается людской и корпоративной жадности. Сегодня требуют страховать жизнь, а через год скажут, что еще и квартиру нужно страховать. Ну а дальше фантазируйте сами: страхование детей, если есть, домашних животных, дачных участков и т.д.
Полис подорожает?
Но вернемся в высокие сферы. Представители Российского союза автостраховщиков и Росстрахнадзора клятвенно уверяют, что в обязательном порядке рассмотрят все жалобы страхователей. И чем больше жалоб на конкретную компанию, тем быстрее они могут поставить вопрос об отзыве у нее лицензии. Увы, обычно на «движение» жалобы уходит пара месяцев. Далее наступает уже банальная дилемма: скандалить или спокойно ездить?
Тем временем Центробанк до октября этого года собирается провести дополнительные тарифные исследования. Например, оценить влияние на изменение тарифа нормы, предусматривающей снижение уровня износа при оценке стоимости ремонта на автотранспорте, с 80 до 50%. Эта норма прямо влияет на результаты расчета имущественных выплат в ОСАГО. Параллельно Госдума разрабатывала закон, предусматривающий увеличение выплат по ОСАГО. В конце июля его подписал Президент РФ.
Согласно этому документы, с 1 октября максимальный размер компенсации имущественного вреда повысится со 120 000 до 400 000 рублей. Компенсации за вред здоровью вырастут с первого апреля 2015 года со 160 000 до 500 000 рублей. И это еще не все - предельный износ узлов и деталей машины будет ограничен не 80%, а 50% от первоначальной цены. Пострадавшему в ДТП дано право выбора способа возмещения: либо деньгами, либо ремонтом поврежденного автомобиля за счет страховщиков. Причем, ответственность за сроки ремонта возлагается на последнего. Эксперты утверждают, что таким образом, ОСАГО приобретает некоторые черты страхования КАСКО.
К закону приложили руку и специалисты Минтранса РФ. Причем с вполне благородной целью – изменить правила оценки ущерба в пользу водителя. А если смотреть глобально - минимизировать число споров между страховыми компаниями и автомобилистами. На практике выходит, что от 50 до 70 процентов судебных исков к страховщикам связаны именно с такими спорами. Увы. Сегодня нет четкой системы оценки стоимости запчастей. А ведь именно на занижении их цены и работе «карманных» оценщиков и экономят страховые компании!
«У дяди Васи и Ашота»
Специалисты Минтранса предложили рассчитывать цены на запчасти, основываясь на прайс-листах не менее, чем пяти официальных дилеров, работающих в каждом регионе, которые заключили с производителем автомобилей договор о продаже новых запчастей. Сравнив их цены, следует вычислять среднюю и использовать ее в расчетах страховых выплат. А если в регионе отсутствуют официальные дилеры нужной марки, предлагается сравнить цены не менее, чем пяти местных автомагазинов. Вроде бы правильный подход. Его можно было бы ввести для подсчета норма–часов при ремонте авто, взяв за основу стоимость ремонта у официальных дилеров. Но на практике страховщики через «своих» оценщиков используют цены китайских аналогов запчастей и сервисов из разряда «У дяди Васи» и «У Ашота». И самый главный вопрос: кто будет заниматься этими подсчетами? Ведь что бы эта система работала без сбоев, нужен постоянный систематический мониторинг.
Что касается расчета «фирменной» цены за запчасти и ремонт, то не надо обладать провидческими способностями, чтобы понять: это совсем не устроит страховые компании. Тем более, что весь «бизнес на ОСАГО» сейчас держится именно на таких карманных оценщиках. Это подтверждает и статистика: средняя компенсация материального ущерба по ОСАГО в России за прошлый год не превысила 29 000 рублей при лимите в 120 000 рублей. Эксперты предвидят всплеск возмущения страховщиков в адрес минтранса, но ведь в России всегда можно «договориться»....
Тем временем, президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Павел Бунин заявил, что они разрабатывают свою «единую методику определения размера восстановительных расходов в отношении поврежденного транспортного средства». И вряд ли она будет соответствовать рекомендациям Минтранса.
В следующих выпусках «МК в Нижнем» мы расскажем о подводных камнях этого законопроекта и системе оценки ущерба.
Константин ГУСЕВ
Справка МК
Эксперт НРО Ассоциации юристов России Михаил Черепнов советует следующий алгоритм:
- Уточнить у менеджера, чем он руководствуется при навязывании подобного рода услуг и «страховых продуктов» с четкой ссылкой на законодательные акты.
Сделать он этого не сможет, но будет продолжать отказывать в полисе. Тогда сообщите менеджеру, что сейчас включаете видеозапись (диктофон) телефона, и попросите вызвать руководителя филиала страховой компании в связи с тем, что вам отказывают в оформлении полиса ОСАГО.
В начале записи назовите дату, время и место ее проведения, а также ФИО сотрудника страховой компании.
Руководителю филиала задайте тот же вопрос, по каким причинам вам отказано в оформлении полиса ОСАГО «без нагрузок». При этом добавьте, что если вразумительного объяснения не будет или будет отказ в оформлении полиса, то с указанной видеозаписью вы обратитесь сразу в несколько инстанций: УФАС, прокуратуру, Росстрахнадзор, Российский союз автостраховщиков (РСА), отдел по защите прав потребителей и в суд.
Справка МК
Как гром среди и без того не ясного неба прозвучало заявление заместителя председателя Банка России Владимира Чистюхина, что с октября базовый тариф ОСАГО вырастет на 24 – 25 процентов. Это около 500 рублей. Причем это нижняя граница тарифного коридора ОСАГО, а верхнюю банк установит позднее. Чистюхин уточнил, что тарифный коридор окажется не слишком широким, «хотя это открытие не слишком обрадует автостраховщиков». Зампред ЦБ также отметил, что при обсуждении тарифного коридора рассматривалась разница между нижней и верхней ценовыми границами в пределах 25-30%, но такая модель вряд ли будет реализована. Тем не менее, Чистюхин уточнил, что «окончательное решение о границах тарифного коридора в ОСАГО пока не принято».
Вся пресса за 18 августа 2014 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Антимонопольная политика, Регионы, Страховое право
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 ноября 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 ноября 2024 г.
Страховщики выражают уверенность в том, что бизнес будет расти в течение следующих 3 лет
|
|
Комсомольская правда-Новосибирск, 25 ноября 2024 г.
Новосибирскстат назвал среднюю по региону и отраслям
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 ноября 2024 г.
Исследование проливает свет на уровень осведомленности о страховании и другие черты поколения Z в регионе APAC
|
|
Известия онлайн, 25 ноября 2024 г.
«Азимут» выплатит пассажирам загоревшегося в Анталье самолета 100 тыс. рублей
|
|
Радио Sputnik, 25 ноября 2024 г.
Автоюрист – об ОСАГО: на проблему надо смотреть в комплексе
|
|
РБК.Кавказ, 25 ноября 2024 г.
Дагестан лидирует по доле высокоубыточных договоров ОСАГО
|
|
zakon.kz, 25 ноября 2024 г.
Казахстанцы стали чаще страховать жизнь
|
|
ТАСС, 25 ноября 2024 г.
«Альфастрахование» оценит размер ущерба из-за возгорания SSJ-100 в Анталье
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 25 ноября 2024 г.
В Казахстане застрахована профответственность уже более 150 тыс. медработников
|
|
Российская газета онлайн, 25 ноября 2024 г.
Правительство РФ критически отнеслось к новой уголовной статье за автоподставы
|
|
Казахстанская правда, 25 ноября 2024 г.
Стоимость страховки по кредитам уменьшится в РК
|
|
ТАСС, 25 ноября 2024 г.
ТАСС: ущерб по инциденту с SSJ-100 может составить до 3 млрд рублей
|
|
Report.Az, Баку, 25 ноября 2024 г.
Бюджет Фонда ОМС на 2025 год составит 3 млрд манатов
|
|
Алтайская правда, Барнаул, 25 ноября 2024 г.
Подушевой норматив финансирования программы обязательного медстрахования в 2025 году увеличится с 20 до 24 тыс. рублей
|
|
UzDaily.uz, 25 ноября 2024 г.
Fitch изменил прогноз для страховой компании Kafolat на «негативный»
|
|
Frank Media, 25 ноября 2024 г.
Великобритания ввела санкции против «АльфаСтрахования» и ВСК
|
|
РБК (RBC.ru), 25 ноября 2024 г.
Британия ввела санкции против «АльфаСтрахования» и ВСК
|
 Остальные материалы за 25 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|